Филатова К.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: fkv.72@mail.ru
Форма выражения красоты синтезированного мира через отношение части и целого, с отсутствием трехмерности называется декоративностью. «Декоративность трактуется также как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах» [1, с. 47].
Условное изображение, предполагающее фантазию формы и содержания, высокую степень выразительности с признаками декоративности, модификацию, стилизацию, трансформацию или абстрактность элементов, усиливающих чувственное восприятие графического изображения называется декоративной графикой. Таким образом, в декоративной графике каждый учащийся имеет возможность додумывать созданный им рисунок и импровизировать.
Главная цель декоративной графики – достижение максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности и натуралистичности. Для этого в декоративной графике широко используются следующие методы: стилизация, плоскостность, насыщение орнаментом, введение темного контура. Рассмотрим более подробно сущность этих методов.
Стилизация и трансформация формы.
В декоративной графике важную роль играет то, насколько творчески учащийся может переработать окружающую действительность и внести
в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.
Стилизацию можно подразделить на два вида:
– внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);
– декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
Стилизация достигается при помощи упрощения или обобщения внешней формы в соответствии с ее границами, изменением абриса, преобразованием объема в плоскостно-декоративную форму с предельно выразительным силуэтом, выявление через линию и пятно наиболее характерного, типичного. Такая стилизация в рисунке является осознанной и индивидуальной. Возможна также интерпретация исходной формы. В пространстве формы ограничиваются поверхностями, а в рисунке их границы передаются линиями. Трансформация – изменение, преобразование, декоративная переработка различных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.
Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, представление ее в необычном контексте, выделение силуэта, изменение реального цвета, различное цветовое решение одного и того же мотива и т.д.
Цель творческой стилизации в декоративной графике – создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, реальными объектами окружающего мира. Теоретической основой для стилизации нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового – это создание того, чего напрямую нет в природе, окружающем мире, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить природа и окружающий мир.
Итак, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения все лишнее, второстепенное, мешающее четкому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.
Плоскостность.
Метод плоскостного изображения считается строгим и сдержанным относительно других. Однако условность и лаконичность средств выражения не является препятствием для осуществления той или иной идеи. Здесь важно грамотно использовать выразительные средства.
В графических плоскостных изображениях существуют свои композиционные особенности, основанные на отсутствии перспективного сокращения. Так, изображения, выполненные однотоновой или однотолщинной линией, будут всегда иметь стремление к плоскостности. Эта линия зрительно не уходит в глубину плоскости, не прорывает ее, стремясь выразить трехмерность или объем, а оперирует только в двухмерном пространстве (рис. 1).
Рис. 1. Графические работы, выполненные на основе метода плоскостного изображения
Хорошо подходит к созданию плоскостных изображений работа таким графическим средством, как пятно. В наиболее простом варианте цветовые пятна не должны иметь внутри себя тоновых модуляций, размывающих плоскость пятна. Цвет должен лежать ровной плашкой.
Добиваться плоскостности в графике можно, используя членение на части (рис. 2).
Членение композиции может быть простым (на две, четыре, восемь и т.д. частей), а может происходить по принципу «лоскутного одеяла». Линии членения могут быть прямыми и кривыми, возможно одновременное сочетание тех и других.
Рис. 2. Пример использования членения графической работы на части при плоскостном решении
Насыщение орнаментом.
Достижение повышенной декоративности возможно введением орнаментального мотива по всей композиции. В декоративной плоскостной работе необходимо четко решить, где размещать орнаментальные мотивы – по всей плоскости или ограничиться изображением одного-двух.
Необходимо постоянно думать о цельности листа, чтобы композиция не перенасыщалась и не была трудна для восприятия из-за введения сложных орнаментальных мотивов.
Поиск орнаментальной организации графического листа часто сопровождается отказом от объемной характеристики фигур. Это вполне естественный и необходимый прием при изучении основ орнаментальности в графике. Правильное понимание орнаментальности позволит усилить эмоциональную выразительность декоративной графики (рис. 3).
Рис. 3. Пример введения орнаментального мотива в графическом изображении птицы
Введение контура.
Одной из важных задач в декоративной графике является поиск выразительных контурных линий при изображении силуэтных форм в композиции постановки (рис. 4). В декоративной графике введение контура подразумевает нахождение выразительных силуэтов форм деталей натурных постановок, показ выразительных по пластическим очертаниям линий орнаментально-ритмического строя графического произведения, т.е. членение плоскости при помощи контурных линий на выразительные по силуэту составные части.
Большое внимание необходимо обратить на поиск выразительной трактовки орнамента на тканях, керамике и других деталях натурных постановок с точки зрения контурного силуэта и пластики, подчинение стилистики этой трактовки орнаментально-ритмическому строю композиции графического произведения.
При поиске выразительных контуров силуэтов форм и элементов натурных постановок большое значение имеет творческий отбор, заключающийся в некотором абстрагировании многочисленных качеств натуры при переводе их в условные плоскостные силуэтные изображения. Абстрагирование как логический процесс является одним из составных элементов процесса познания действительности. Понятие «абстрагирование» происходит от латинского abstructio (удаление, отвлечение) – мысленное отвлечение от множества сторон, свойств, признаков и связей конкретного предмета, явлений или событий и мысленное выделение отдельных его сторон и признаков.
В декоративной графической работе выявление главного орнаментально-ритмического строя контуром различной толщины и колорита зависит от творческого замысла рисующего.
Также контур вводят в целях более четко-го изображения предметов, особенно темного контура. Контур можно ввести и в тех случаях, когда цвета изображения не очень удачно сочетаются друг с другом. Таким способом можно зрительно повысить степень интенсивности блеклых цветов.
Рис. 4. Примеры изображения силуэтных форм в декоративной графике
Перед художественной школой стоит ряд задач, направленных на развитие художественно-образного мышления, креативности в творчестве, индивидуальности и неповторимости, поэтому определенное место в обучении должно быть отведено приобретению учащимися графических навыков. Данные методы декоративной графики предлагаются как надежный развивающий и обучающий фактор, который во многом определяет творческую культуру и художественную практику учащегося художественной школы.
Литература
- Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М.: Архитектура-С, 2009.
- Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Даглдиян К.Т. Принципы и методы стилизации в декоративной композиции. [Электронный ресурс] / URL: http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Philosophia/ 4_117176.doc.htm
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.