Проблемный метод, как способ создания художественного образа на уроках изобразительного искусства

Китова Т.В.

Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел имени В.В. Верещагина, e-mail: artvr15@yandex.ru

Актуальность использования проблемного обучения в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие их творческой активности.

Метод проблемного обучения часто применяется на уроках изобразительного искусства и вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако следует учитывать, что метод проблемного обучения невозможно применить ко всем темам предмета изобразительного искусства.

Проблемный метод обучения изобразительному искусству определяется спецификой художественного метода познания и творчества, в чувственно-сенсорном и действенном усвоении способов создания художественного образа с помощью художественно выразительных средств.

Проблемное обучение стимулирует внутреннюю мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; развивает творческие способности, воображение; развивает коммуникативные навыки; повышает прочность усвоения изученного; формирует убеждения; стимулирует овладение первичными навыками исследовательской деятельности [1].

Художественные образы всегда ассоциативны, содержат в себе сравнения, требуют творческого подхода, предполагает соединение творческого вымысла с реальным опытом художника.

Художественный образ есть оригинальная поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла (например, три богатыря – образ земли русской; тонкая рябина – образ женского одиночества). С помощью художественного образа искусство передает многозначную информацию о мире. Собственно говоря, искусство мыслит образами. Мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении сначала рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение [3].

Очень часто дети испытывают трудности при раскрытии и создании художественного образа. Младшим школьникам не хватает жизненного опыта, устойчивости воспроизведения возникшего образа.

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Под рефлексивными действиями будем понимать:

  • готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
  • умения обретать новый смысл и ценности;
  • умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
  • умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений [5].

Для решения данной проблемы можно использовать практические проблемные задания (использовать метод мозговой атаки – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных) [4].

В своей деятельности использую различные проблемные задания. Рассмотрим одно из них.

Проблемное задание «Кошка-лес».

К слову «лес» подобрать три-четыре прилагательных (например: дремучий, сосновый), далее слово лес заменяется словом «кошка» – задача учащихся создать художественный образ кошки, используя прилагательные к слову «лес».

 

16Рис. 1. Шестакова Светлана, 3 курс специальности Дизайн (Лес: сосновый, осенний, старый). Бумага, акварель 17Рис. 2. Гришина Надежда, 3 курс специальности Дизайн (Лес: дремучий, еловый, осенний). Бумага, компьютерная графика
18

Рис. 3. Каширина Валентина, 4 класс (Лес: осенний, дождливый, грибной)

19

Рис. 4. Наволоцкая Алена, 4 класс (Лес: весенний с проталинками)

 В данном проблемном задании мы можем использовать и метод «Словесного рисования», при подборе прилагательных к слову «лес». Учащийся описывает лес, который он представляет, это может быть зимний лес, осенний, весенний лес. Главная задача педагога выявить из текста ключевые прилагательные, не дублирующие друг друга (например: волшебный – фантастический; зимний – заснеженный; и т.д.) Каждый ребенок записывает свои прилагательные.

Мозговая атака, начинается, когда слово «лес» заменяется словом «кошка», так как образ кошки – это ласковая, пушистая… – уже сложившийся стереотип в голове ребенка. Многим детям сложно сразу представить кошку еловой, зеленой и т.д. Это проблемное задание заставляет детей фантазировать, размышлять, у детей исчезает страх неправильно нарисовать кошку. Повышается творческая активность при выполнении «Кошки-лес».

Это задание вызывает познавательный интерес в новом неизвестном. Учащиеся самостоятельно выбирают приемы и способы решения данного проблемного практического задания. При работе используют самоанализ; анализ формы, цвета, выразительности композиции; выбирают рисовальный материал и техники – для создания полного раскрытия художественного образа необычной кошки, кошки-лес.

При решении на уроках изобразительного искусства таких творческих проблемных задач, развивается мыслительная деятельность учащихся, интерес к изобразительной деятельности. Дает возможность использовать различные техники и приемы, художественные материалы как преподавателю, так и детям.

 Литература

  1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директ-Медиа, 2008.
  3. Журнал «Искусство», раздел: урок ИЗО, Ирина Полякова, Татьяна Сапожникова: Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» статья IV, Часть I. Теоретическая.
  4. Стариков П. А. Пиковые переживания и технологии творчества: учебное пособие.– Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011.
  5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *