Желтова Н.М.
Педагогический колледж г. Тамбова, e-mail: natalia.zheltova@yandex.ru
Интерес к человеку, его личности – основа развития искусства. В художественных образах воплотилась вся история человечества на протяжении тысячелетий. Благодаря «человеческому началу» красота прошлых времен продолжает очаровывать нас, несмотря на изменения эстетических критериев. В искусстве особую роль в раскрытии внутреннего мира человека играют портретные композиции, в которых лицо человека имеет первостепенное значение [1].
Выполнение заданий по композиции портрета студентами 3 курса специальности «Живопись» педагогического колледжа является важным звеном в обучении художника-педагога.
В процессе работы над композицией портрета студенты решают проблему единства изобразительности и выразительности в создании художественного образа конкретного человека.
Портрет как жанр живописи – это изображение конкретного человека, и сходство с оригиналом является его основным качеством. Однако подлинная сущность портрета заключается отнюдь не в точности изображения. Его истинная глубина заключается в передаче душевного состояния человека. Портретист должен не только чувствовать цвет и форму, но быть еще психологом и знатоком человеческих душ.
В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик портретируемого, повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно его идейно-художественная интерпретация. В портрете необходимо показать индивидуальность человека и раскрыть его внутренний мир.
Смысловое значение портрета заключается в интересе к определенной личности. Назначение портрета – быть образом конкретного человека как главного героя этого жанра. Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Ведь портрет способен в какой-то степени заменить отсутствующую или умершую личность, выступив, таким образом, в качестве его двойника, – особенность, которая часто используется в литературе как мотив оживления холста. Эта черта делает портрет важным не только в общественном, но и в его частном или семейном качестве. Портрет способен показать человека со всеми присущими ему особенностями, через которые отражаются его душевное состояние, переживания, мечты и идеалы [2].
Портретный жанр переживал периоды расцвета и упадка, а его жанровые особенности формировались и уточнялись на протяжении всего его существования, причем каждый век выдвигал своих мастеров с присущей им индивидуальностью в выборе пластических средств.
В произведениях портретного жанра изображение реальных визуальных характеристик человека происходит вследствие пристального внимания мастера к модели и осмысления свойственных ей черт характера, по-своему открывающихся художнику. Поэтому в портретах, принадлежащих кисти лучших портретистов, отражается не только индивидуальность портретируемого человека, но и индивидуальность художественной личности автора.
Эстетика утверждает, что в художественном образе не существует ни чистой изобразительности, ни чистой выразительности. Художественный образ представляет собой сложное единство изобразительного и выразительного начал: «изображение выражает, выражение изображает». Таким образом, художественный образ заключает в себе динамику общего и единичного, рационального и эмоционального, объективного и субъективного, изобразительного и выразительного.
Изобразительность в искусстве – свойство художественного отражения, проявляющееся в сходстве, подобии отражения и отражаемого, позволяющее говорить об истинности отражения. Выразительность в искусстве – свойство художественного отражения в образной, наглядной, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений и характеров, передавать отношение художника к объекту творчества, его переживания, чувства, оценки. Выразительность в художественном произведении – это проявление творческой активности художника, его заинтересованного отношения к жизни, оригинальной художественной интерпретации, идейно-эмоциональной насыщенности образов искусства. Отступление от этих принципов реалистического искусства отрицательно сказывается на результатах художественного творчества. Так, выразительные возможности натуралистического изображения предельно малы и потому, что отображаемое представлено в нем лишь с внешней, случайной стороны, и потому, что в нем сознательно скрывается авторское отношение, его духовный мир [3].
Таким образом, изобразительность и выразительность характеризуют особенности отражения действительности в искусстве, специфику художественного образа. Одно без другого не существует. Поэтому традиционное деление искусств на изобразительные и выразительные является очень условным. В еще большей степени это относится к изобразительным и выразительным средствам. По существу это одни и те же средства: форма, пропорции, светотень, контраст и нюанс, ритм, равновесие, симметрия и асимметрия, цвет, колорит и многие другие, которые одновременно являются и изобразительными, то есть помогающими создать правдивое, грамотное с реалистической точки зрения изображение, и выразительными, то есть позволяющими художественно интерпретировать реальную действительность с целью передачи в получившемся художественном образе определенного настроения, яркого эмоционально выразительного состояния.
Попробуем ответить на вопрос: что произойдет, если выразительность будет находиться в разрыве с изобразительностью?
В случае отказа от выразительности в пользу изобразительности получится «сухое», лишенное какой бы то ни было эмоциональности, документально правдивое изображение, похожее на наглядное пособие, на фотографию для документа.
В случае полного отказа от изобразительности в пользу выразительности получится абстрактное изображение, настолько оторванное от реальности, что будет очень проблематично понять, что именно оно выражает. Восприятие абстрактного изображения так же, как и реалистичного, все равно будет основано на ассоциациях с образами реальных предметов и явлений, только эти ассоциации будут смутными и далекими, а у людей, лишенных воображения, могут вообще не возникнуть. Абстрактная живопись достаточно трудна для восприятия. С точки зрения абстрактной живописи, чем конкретнее изображение, тем меньше становится выразительность и богатство цвета, он перестает выражать сущность вещей. Однако, произведения абстракционистов, как правило, свидетельствуют об обратном: уничтожение изобразительности уничтожает художественную содержательность, вызывая очень субъективные, изменчивые и неясные впечатления.
Изобразительность без выразительности можно сравнить с игрой начинающего музыканта, который в соответствующей последовательности сыграл все ноты мелодии правильно по их высоте и длительности, но не вызвал у слушателей эмоций, так как мелодия не замедлялась и не ускорялась и все звуки были одинаково громкими. А выразительность без изобразительности можно сравнить с какофонией, случайным набором звуков, вызывающим эмоции, но лишенным мелодичности.
В портрете кроме общих средств композиции используются еще и специфические средства этого жанра: пропорции и форма деталей фигуры и головы, мимика лица, направление взгляда, характер прически и костюма, ракурс фигуры, поворот головы, положение рук и так далее. В зависимости от того, как именно их использует художник, они, с одной стороны дают ему возможность добиться портретного сходства, а с другой – позволяют ему выразить свое авторское отношение к портретируемому и создать выразительный художественный образ.
В русской портретной живописи существует немало примеров исполнения портретов одного и того же человека разными художниками: портреты А. Пушкина кисти О. Кипренского (1827) и В. Тропинина (1827), портреты П. Стрепетовой кисти И. Репина (1881) и Н. Ярошенко (1884) и множество других. В каждом подобном случае в той или иной степени проявляется не только мастерство портретиста, но и индивидуальность его восприятия личности портретируемого. Именно этим и интересны зрителю изображения одной и той же модели, написанные разными авторами. В подтверждение можно привести два портрета С. Драгомировой в 18-летнем возрасте, написанные двумя великими художниками: И.Репиным и его талантливейшим учеником В.Серовым. На картинах обоих известных художников (1889) дочь генерала Драгомирова изображена в одном и том же малороссийском народном наряде, так как оба портрета выполнялись одновременно: однажды В. Серов зашел в мастерскую И. Репина во время сеанса с С. Драгомировой и попросил у него разрешение писать ту же модель. При сравнении портретов можно найти много различий. В работе Репина более холодный колорит, чем у Серова. Художниками выбраны разные точки зрения, различен ракурс и поза модели: у Серова модель расположена более фронтально к зрителю, а Репин изобразил ее с разворотом головы в три четверти. Работа Серова выглядит более этюдно, что придает ему свежесть, благодаря живости мазков. В портрете кисти Репина наблюдается более тщательная, скрупулезная проработка не только фигуры, но и ее окружения: справа от девушки, он расположил фрагментарно стопку книг, что более подробно раскрывает характер модели. Однозначно сказать, какой портрет лучше, нельзя, оба художника, каждый по-своему, создали убедительный и выразительный образ С. Драгомировой.
В зависимости от стоящей перед художником задачи, соотношение между изобразительными и выразительными сторонами художественного образа бывает неодинаковым. Существует более 40 портретных изображений поэтессы А. Ахматовой, созданных современниками в разные периоды её жизни: А. Модильяни (1911), О. Делла-Вос Кардовской (1914), С. Сориным (1914), Н. Альтманом (1914), Ю. Анненковым (1921), З. Серебряковой (1922), К. Петровым-Водкиным (1922), Н. Тырсой (1927-28), А. Осьмеркиным (1939-40), М. Сарьяном (1946), М. янглебеном (1964), Г. Гинзбургом-Вос-ковым (1965) и многими другими художниками [4].
Интересно наблюдать, как в этих чрезвычайно разнообразных изображениях поэтессы (от набросков и кратковременных этюдов до больших длительных по времени исполнения портретов), созданных такими разными авторами, соотношение изобразительности и выразительности смещается то в одну, то в другую сторону. В результате внимательного анализа данных изображений можно прийти к выводу, что в наиболее удачных из них отчетливо ощущается равновесие обоих свойств художественного отражения.
Н. Альтман, 1914 | С. Сорин, 1914 | О. Делла-Вос Кардовская, 1914 | К. Петров-Водкин, 1922 |
Н. Тырса, 1928 | А. Осьмеркин, 1939-1940 | М. Сарьян, 1946 | М. Лянглебен, 1964 |
Рис. 1. Портреты Анны Ахматовой
Подводя итог изложенному выше, хочется отметить: изучая творчество зарубежных и отечественных портретистов в процессе работы со студентами над композицией портрета, мы делаем акцент на том, что в высокохудожественных произведениях, в том числе, в произведениях портретного жанра, выразительность и изобразительность сбалансированы и находятся в полном единстве, в результате чего и создается достоверный и, в то же время, эмоционально-насыщенный художественный образ.
Литература
- Бесчастнов Н.П. Портретная графика М., 2006.
- Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.: 1937.
- Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике М., 1983.
- Портреты Анны Ахматовой. URL: http://ahmato-va.niv.ru/ahmatova/about/portrety-ahmatovoj.htm