О.Ю.Попова
МБУК «Историко-краеведческий музей Бондарского района» Тамбовской области, olga-musa@yandex.ru
Аннотация: Творческие работы архитектора, графика, живописца Валентина Федоровича Сидорова, считающего Тамбовщину своей второй родной, мало известна в нашем крае. Но именно здесь проходило становление, развитие и зрелость его таланта. Детство и юность, проведенные в Бондарях, сыграли большую роль в выборе любимого дела всей его жизни. Валентин Федорович неоднократно посещал Бондарский край в зрелом возрасте и подарил интересную коллекцию в фонды музея истории школы, музея Бондарского района. Сегодня коллекция его картин и личных вещей — одни их ценнейших экспонатов, рассказывающих об истории нашей родины.
Ключевые слова: художник, родина, храм, графика, архитектура, пейзаж.
Имя Валентина Федоровича Сидорова неотделимо от Бондарей. Здесь он жил, учился в школе. Сюда неоднократно приезжал и оставил глубокий ценный материал для культуры Бондарского района.
Родился Валентин Федорович Сидоров 5 декабря 1931 года на Смоленщине, на небольшой станции Тёмкино, в семье землемера. Трудное военное время привело всю семью на Тамбовщину. Сидоровы были в числе 2500 беженцев, чья дальнейшая судьба, задержала их в Бондарях. В чужом доме, начиналась новая жизнь мальчика. Валентин учился в Бондарской средней школе очень хорошо и старательно. С детства любил рисовать, но именно уроков рисования в школе и не было. Учитель ушел на фронт. В 40-е годы этот предмет и не преподавался как надо. Было не до него.
Мальчик каждый день ходил в школу мимо храма, местной достопримечательности, построенной по правилам ордерной системы. В годы войны он был закрыт, но к счастью не был разрушен и сохранил свою красоту. Построенная в 1839 году, по проекту известного русского архитектора XVIII века М. Ф. Казакова церковь-ротонда стала первым знакомство мальчика с искусством.[1]
Валентин восхищался громадной круглой башней с куполообразным верхом, главой с изящным крестом. Строгие и пропорциональные объемы храма, словно гости из совсем другого мира, возвышались над серыми убогими сельскими домиками. Строгая пластика собора навсегда осталась в памяти будущего художника.
Восторженность сельским храмом определила последующий жизненный путь ребенка, послужила толчком к раскрытию художественных способностей, разбудило фантазию, и оказала большое влияние на формирование таланта.
Здесь же на площади из жестяного рупора на столбе постоянно звучали музыкальные произведения. (Забегая вперед, скажем, что эти приметы военного времени впоследствии станут отправными в одном из самых интересных полотен («Детство»). «Я, — вспоминает Валентин Федорович, — часто забирался на прибрежные кручи и, слушая музыку, доносившуюся из репродуктора, всматривался в великолепные очертания обветшавшего храма». Так произошла первая встреча с прекрасным [2,c. 7,8].
В специальных тетрадках, которые он постоянно носил с собой, стали появляться наивные, проекты и рисунки необычных, придуманных им зданий, архитектурные фантазии, композиции на литературные темы. Жизненные наблюдения соединялись в них с воображаемыми мотивами. Больше всего мальчик любил рисовать храмы и мечтал, что когда-нибудь, именно такие архитектурные сооружения будут повсеместно украшать жизнь людей. Друзья то же восхищались рисунками одноклассники и звали его Валя-художник. Сидоров точно решил, что будет архитектором. Старался закончить хорошо школу, развивал свой талант, и к концу школьных лет у него была целая тетрадь детских рисунков.
В 1950 году, после окончания с отличием средней школы, он отправился в Москву поступать в архитектурный институт. Это был смелый поступок. На что он рассчитывал, выбирая такой престижный вуз? Деньги на дорогу в Москву были только в одну сторону, за плечами не было даже элементарных изобразительных навыков, тем более художественных училища. Просто Валентин Федорович очень хотел делать мир прекраснее.
Несколько недель занятий при институте по основам построения рисунка было конечно мало и тройка, полученная за технику рисования, стало большим препятствием к поступлению. Тогда Валентин решается на отчаянный шаг, и идет в ректорат показать детские и юношеские тетрадки с набросками. Они действительно произвели впечатление. Ректор увидел в щуплом мальчишке большую внутреннюю силу, упорство и убежденность в избранной цели. Так Валентин Сидоров попал в число студентов МАИ.
Учился с интересом, без троек. Традиции старейшего архитектурного вуза страны, высокий уровень преподавания, предусматривающий техническое и архитектурно-художественное образование в их тесной взаимосвязи, несомненно, были хорошей школой мастерства. В 1956 году, успешно защитив дипломный проект, Сидоров по распределению приезжает в Брянск, и с тех пор его судьба неразрывно связана с этим городом.
За прошедшие годы творчество Валентина Сидорова принесло хорошие плоды. Он разрабатывал генпланы районных центров Суража и Жуковки, детальная разработка центра Клинцов. Работает в творческом союзе с брянскими скульпторами Н. Н. Козловой и Г. Е. Коваленко. Сидоровым сделано множество архитектурных памятников, посвященных Великой отечественной войне и конкурсных проектов храмов. Проявил себя и как скульптор, дизайнер.
Начиная с 1956 года, В. Ф. Сидоров — экспонент выставок в Москве, Туле, Курске, Ленинграде и др. городов. Им проиллюстрированы повести писателя-фантаста Г. Реймерса «Неземной талисман» (1964 г.) и «Загадка впадины Лао» (1965 г) Тульского книжного издательства и он успешно проявил себя в жанре зарисовок для газет.
Сидоров много путешествует по стране, результаты которых вылились в творческие работы о малоизвестных уголках нашей Родины, интересных людях, встреченных во время этих поездок. В его акварелях запечатлены памятники Москвы, Прибалтики, Средней Азии. Документальная точность в изображении особенностей архитектурных сооружений соединяется в них с лиричностью.
В графике он обращается к архитектурной теме, часто изображает храмы. Интересна серия монотипий «Вильнюс» (1966 — 1967 гг.). В этом цикле «Дворик Доминиканского монастыря» — един из лучших листов. Своеобразие техники передает очарование готического собора. В предутреннем тумане контуры старинных зданий теряют четкость, и композиция воспринимается прекрасным видением прошлого.
В. Ф. Сидоров освоил различные графические техники. Он пробует силы в акватинте, резерваже, линогравюре, литографии. Его офорты «Хлеб», «Сельский пейзаж», и другие имели успех на зональных выставках «Край Черноземный» (1967, 1970,1974,1980,1984 г. г.).
Особое место в творчестве В. Ф. Сидорова занимают произведения, посвященные индустриальной теме. В ней он нашел возможность сочетания остроты инженерного мышления архитектора с образностью графического искусства.
В. Ф. Сидоров много работал в акварели, проектировании. Его опыт архитектора, вкус художника нашли разнообразное и плодотворное применение. Творчество Сидорова характеризует актуальность, восхищение красотой повседневности.
Впервые работы Сидорова появились в музее истории Бондарской средней школы в 80-е годы ХХ века. Бывший ученик Бондарской школы приехал поклониться земле на которой рос, храму, давшему творческого вдохновенья на целую жизнь. Зашел в школу, повидаться со своими учителями. В школе открылся музей. Сидоров подарил свою работу офорт «Журавли». Так же экспозиционный материал пополнился буклетом 1981 года, личными фотографиями.
Поездки в Бондари и Пичаево, где похоронен его отец стали регулярными с 1984 года, завязалась переписка с бывшим учителем Спасенковой Юлией Алексеевной.
Особенно интересная была встреча 2004 года. Художник пополняет фонд уже Историко-краеведческого музея Бондарского района и на творческой встрече рассказывает, историю создания своих картина, архитектурных планах.
Постепенно экспозиционный материал музеев пополняется буклетом работ 2004, 2007 года, фотографиями, фоторепродукциями картин, личными чертежными инструментами, документами, газетными публикациями и газетными иллюстрациями.
Одна их работ художника картина «Белая ночь». Изобразительные компоненты пейзажа словно растворены в чистом ночном полумраке, темнота скрывает их детали. Единым пятном таинственно светиться небольшое озерцо, рядом — женщина. Кто она? Может олицетворение самой природы? Или видение? Видение чего-то несбывшегося, но манящего и притягивающего? Вопрос остается открытым.
Желание создать эту картины возникло у Валентина Сидорова в одну из бессонных ночей. Мастер написал её на том, что было под рукой на кусочке ДВП.
Сидоров большой мастер офортной живописи. Им выполнена целая серия офортов, посвященных Овстюгу, родине Ф.Тютчева-любимого поэта художника. В фондах музея храниться гравюра «Зима в Овстуге». Автор изобразил на ней музей Ф. И. Тютчева среди заснеженных деревьев. Мягким тональным решением гравюра создает лирическое настроение, свидетельствует о зрелости мастерства. В книге отзывов о выставке художника, так описывается эта картина: «Полное слияние с поэзией великого поэта-одухотворенность, прозрачность, гармония мысли и чувств».[3,с.43 ]
Для Бондарей, конечно же наибольшее значение имеют работы художника Сидорова, в которых изображен наши край. Особое значение для музея имеет работа, «Церковь моего детства». На картине центральное место занимает Свято-Троицкий храм с. Бондари. Перед ним на площади маленький мальчик, восторженно смотрящий на высоко возвышающееся над сельским пейзажем архитектурное здание. На заднем плане характерные черты села Бондари: памятник Ленину, телефонные столбы с репродуктором, «бугры»-холмы, кусочек бондарской суконной фабрики. Одно из центральных мест на картине уделено дыму, идущему из труб домов. Как говорит сам автор: «Так я хотел выразить то тепло, которое я получил, живя в Бондарях».
Воспоминания детства запечатлены на фотокопию линогравюры на сельскую тему: «Утренний базар». В ней четко угадывается бондарский рынок времен 40-50 годов ХХ века. От работы идет задор и мягкий юмор, навеянный искусством русской народной картинки.
В музее имеется и фотокопия картины «Детство». В плоскости холста приметы военного времени, увиденные глазами подростка: вдали на холме светлым силуэтом выделяется светлым силуэтом горделивая осанка белоснежного храма, ближе к нам – убогий дизайн жестяного громкоговорителя, рассыпанная картошка. На первом плане, на мольберте, женский портрет работы средневекового живописца, а внизу на траве, старый патефон, игла которого извлекает из заезженной пластинки, чуть плавающие звуки довоенной мелодии. Все эти разнородные фрагменты соединяет фигура босоногого мальчика с бумажным змеем, бегущего вглубь картины по направлению к церкви, в свое, больше ни на чье не похожее детство…
Интересен и чертеж села Бондари, На котором художник запечатлел Бондари 40-50 годов ХХ века. На нем схема села, в котором он вырос. На ней схематично изображены здания, дома, учреждения, того времени и дорога, по которой ходил он в школу.
Свой семидесятипятилетний юбилей художник встретил в расцвете разностороннего таланта.
Сегодня Валентин Федорович Сидоров продолжает оставаться членом нескольких творческих союзов: художников, архитекторов, журналистов. Многие из замыслов осуществлены. К сожалению, сейчас он плохо видит и не может создавать новые художественные произведения. Но уже много сделано, много эскизов, рисунков, набросков так и не воплотились в материал: живописный, графический, скульптурный или архитектурный. Он часто пишет и звонит на родину.
И Бондари так же стараются его не забывать. В двух музеях села экспонируется материал о Сидорове. Он считает Бондари своей второй родиной, а мы его своим земляком.
Список использованных источников:
- Из материалов МБУК «Историко-краеведческого музея». Фонд 10, п. № 1457, док.2
- В. Рысюков. Буклет Валентин Сидоров, стр.7-17
- Заслуженный художник Валентин Сидоров.
- ЗАО «Издательство «Читай-город», 2002 г.