И.И. Пугачёва
МБОУ ДОД ДХШ № 2 ПДИ им. В.Д. Поленова
В настоящее время словом «батик» обозначают все виды ручной росписи тканей. Сегодняшние приёмы росписи ткани – это переосмысленные и переработанные традиционные техники, значительно упрощённые и обогащённые одновременно. Батик — это огромное многообразие красок, вспомогательных средств и материалов, которые сегодня общедоступны, позволяют всем желающим заниматься росписью ткани.
Из множества существующих техник батика можно выделить две основные группы. Техника, где в качестве рисующего и разделяющего материала используется клейкое вещество, названное резервирующим составом – называется «холодным» батиком. Характерной особенностью этой техники является наличие замкнутых контурных линий. А способ росписи ткани с использованием расплавленного воска (парафина, стеарина) в качестве резерва носит название «горячий» батик. Горячий батик более сложная техника для освоения детьми по сравнению с холодным. Она требует логического осмысления технологического процесса, обдуманности действий, прогнозирования цветового решения. Особенностью горячего батика является отсутствие контурных линий.
Для работы в технике «горячего» батика необходимы следующие материалы и инструменты:
- Ткань из натурального волокна, нити (хлопчатобумажная, шелк).
- Красители батик-хобби (фирмы «Гамма», минимальный набор 5 цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный).
- Деревянная рама (подрамник).
- Кнопки канцелярские (в виде гвоздиков).
- Графитный карандаш М.
- Кисти «белка» или «колонок».
- Кисти «щетина» плоская 1,5-2 см и круглая с деревянными или бамбуковыми ручками.
- Щетинная кисть-флейц 3-5 см.
- Баночки для разбавления красителя.
- Хозяйственная белая свеча.
- Плитка электрическая с закрытой спиралью.
- Посуда для разогревания воды для водяной бани.
- Банка жестяная для разогревания парафина.
- Бумага газетная.
- Электроутюг.
- Английские булавки.
- Эскиз (картон) в натуральную величину, обведенный черным маркером.
- Эскиз в цвете.
- Эскиз в тоне.
Оптимальным материалом, применяемым в качестве расплавленного воска, при росписи в технике «горячего» батика – является белая хозяйственная свеча, не яркого белого цвета, жесткая на ощупь, без резкого запаха. Расплавленный воск должен иметь постоянную и оптимальную температуру. Воск не должен быть перекаленным и не докаленным, так как воск при покрытии ляжет на ткань слишком тонким слоем, либо отслоится от нее. Чтобы расплавленный воск имел постоянную и оптимальную температуру лучше пользоваться электрической кружкой для разогревания банки с воском. В консервную банку настругиваем хозяйственную свечу, банку помещаем над электрической лампочкой в 100-75 ватт, дожидаемся полного растворения свечи, опускаем в состав несколько щетинных кистей разной формы и номеров. Расплавленную свечу для краткости будем в дальнейшем называть парафином или воском.
Наносится расплавленный воск на ткань щетинными кистями и стеклянными трубочками. При этом воск не должен втираться в ткань, а должен ложиться достаточно толстым слоем. Нанесение воска на ткань лучше делать несколькими кистями и стеклянными трубочками, которые постоянно находятся в банке с расплавленным воском и лишь на короткое время, поочередно вынимаются для резервирования и вновь опускаются в воск. Восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым.
Основной особенностью горячего батика является многослойность, в процессе росписи каждый последующий цветовой тон наслаивается на предыдущий и в результате получается новый сложный цвет. Сложность техники заключается в умении программировать цвет на каждом участке композиции, учитывая последующие наложения с учетом знаний цветоведения. Поэтому на начальном этапе можно попробовать сделать роспись в однотонной или родственной гармонии цветов. Однотонная гармония цветов, в которой участвуют цвета, полученные от смешивания одного из красителей с водой. Гармония родственных отношений цветов, то есть согласование цветов, находящихся в одной четверти цветового круга В. Оствальда между двумя соседними основными (например от желтого до зеленого).
Для горячего батика существует характерный технический прием – кракле. Кракле – узор из тонких трещинок на поверхности, создается для декоративного эффекта или имитации старения. Кракле – это французское слово, означающее «потрескавшийся». В индонезийской технологии кракле считалось браком, для окрашивания ткань опускали в емкость с красителем, зарезервированные участки растрескивались, в трещины затекал краситель. В современном авторском батике кракелюры очень популярны.
Рассмотрим технологию изготовления кракле на ткани в технике горячего батика. Для самого простого варианта выполнения кракле необходимо роспись, выполненную на хлопчатобумажной ткани, аккуратно снять с рамы и расстелить на ровной поверхности. Воск, нанесенный на ткань, надламывается, в результате образуются трещины. Свеча для кракле должна ломаться с небольшими крошками. Если свеча гнется надо добавить парафин и стеарин. Для того чтобы в трещины проникла краска, надо поверхность обезжирить мылом или стиральным порошком. Краситель удобнее втирать в трещины щетинными кистями большого размера. Излишек краски убирается с помощью хлопчатобумажной ткани. Можно кракле делать цветное.
Можно сделать кракле в два цвета последовательно. Для окрашивания в первый цвет надо погрузить ткань в красильную ванночку. Вынуть ткань из красителя, убрать излишки красителя салфеткой, натянуть ткань на раму. Нагреть воск феном для сушки волос, для заполнения воском трещинок, которые возникли при сминании ткани. Как только воск затвердеет, снова помять ткань руками и нанести второй краситель при помощи прямого окрашивания.
Для создания более красивого и сложного кракле натягиваем ткань на раму, поочередно вынимаем из растопленного парафина нагретые щетинные кисти и рисуем точки или линии, или штрихи в произвольном расположении. Можно использовать трубочки или чантинги для закапывания до 70% поверхности. Затем флейцем или широкой кистью покрываем всю поверхность. Вокруг капель или штрихов будет формироваться кракле. Чтобы парафин лучше ломался можно предварительно охладить работу в холодильнике или на морозе. Кракле можно делать с лица и изнанки или с двух сторон. Покрытую парафином ткань снимаем с рамы, осторожно ломаем парафин, ткань раскладываем на покрытый газетами стол, посыпаем ткань порошком, пальцами втираем порошок в трещины, стряхиваем лишний порошок и втираем щетинной кистью красители. Кракле делается как завершающий этап работы. Краситель для кракле берется чуть темнее самого яркого и насыщенного оттенка в работе. Можно использовать вытравку, но она применяется только на хлопке. Отбеливатель разводится 1:3, но надо учитывать, что отбеливатель может разрушить парафин. Лишний краситель убирается с поверхности парафина при помощи салфетки или тряпочки. Посмотреть результат пропитывания красителя можно на просвет.
После того, как работа просохнет, можно приступить к снятию воска с ткани. Ткань мнется, методом шелушения снимается основная часть воска. Оставшийся на ткани воск выпаривается утюгом. Ткань расстилается на слой газет (не менее 20 листов), сверху накладывается газета в 3 слоя. Разогретый утюг перемещается по плоскости газеты, и расплавленный воск впитывается в слои газет. Газеты необходимо менять до полного удаления воска. Вытаскиваем пропарафиненные газеты из-под ткани, сверху меняем газеты на чистые. Продолжаем гладить и менять газеты до прекращения выделения парафина.
Помимо классического способа получения кракле в горячем батике. Кракле на ткани можно создать и другими способами если использовать различные резисты. Самый простой резист – это паста из муки и воды: на одну часть воды надо взять полторы части муки, чтобы получилась консистенция густой сметаны. Картофельный или кукурузный крахмал тоже используется в качестве резиста, однако при получении эффекта кракле трещинки получаются более мелкими. Для получения такой пасты берут 2 столовые ложки крахмала, разводят его в холодной воде, заливают стаканом кипящей воды и хорошенько размешивают. Такую смесь можно приготовить в микроволновой печи, включив ее на 30 секунд. Раствор должен быть прозрачным. Чтобы получить четкие линии, крахмальный резист надо залить во флакон с носиком. Чем легче сжимать флакон, тем проще работа с таким аппликатором. При оформлении фона пасту можно нанести шпателем, скребком, кистью, руками. Размер трещинок зависит от плотности слоя резиста, чем толще слой резиста, тем крупнее и грубее трещинки. Для работы с пастами также надо натянуть ткань на раму, так как при высыхании крахмал сжимается.
Обводим узор пастой резиста из флакона с носиком. Резист выглядит как мягкие спагетти, лежащие на поверхности ткани. Даем резисту высохнуть. Крахмальная паста должна растрескаться. Далее наносим краситель на ткань при помощи кисти или губки. Когда краска высохнет, надо снять линии резиста, приподнимая их закругленным ножом.
Помимо проведения контуров, с помощью крахмального резиста, можно получить ткань с эффектом кракле. Натянем ткань на раму, размажем пасту по определенному участку. После высыхания пасты добьемся эффекта кракле, смяв ткань. Проверить качество трещинок можно, подняв ткань против света. Наносим краситель на ткань, заполняя трещинки узора. Используем в этом случае термозакрепляемые красители. Не надо слишком сильно заливать краситель внутрь ткани, чтобы он не растекался. Дадим ткани высохнуть. Можно процарапывать узор по влажному резисту. Проглаживаем ткань с изнанки, а затем замачиваем ее в воде на 15 минут. Снимаем влажную пасту ножом, прополаскиваем ткань, но не трем. После термофиксации можно расписать ткань прозрачными красителями.
Для горячего батика используются только парозакрепляемые анилиновые красители. Для этой цели хорошо подходят красители батик- хобби произведенные московской фирмой «Гамма». Красильные растворы, предлагаемые в наборе, имеют высокую концентрацию. Для их разбавления необходимо приготовить раствор питьевой соды. В стакане теплой кипяченой воды растворить 1 чайную ложку соды. Для разбавления черного красителя – половину чайной ложки соды. Перед началом работы растворы соды и красок смешивают в пропорциях 1:1. Для получения менее интенсивной окраски количество содового раствора увеличивают. Готовые растворы с содой следует хранить не более двух дней. Если расписанное изделие не будет в дальнейшем запариваться, то вместо содового раствора можно использовать воду.
Для более прочного закрепления красок батики подвергают обработке горячим влажным паром, в отсутствие воздуха при повышенном давлении. При этом волокна тканей набухают, краситель лучше проникает в глубь волокон и взаимодействует с ними.
Для запаривания небольших изделий в домашних условиях можно использовать чистое ведро, бачок или большую кастрюлю. Высушенную работу снимают с рамы и заворачивают в ткань или бумагу так, чтобы окрашенные ее части не касались друг друга. Завернутую в бумагу ткань сворачивают в «рулет» и обматывают шпагатом. От ручки к ручке бака протягивают веревку и подвешивают сверток с тканью. Дно бака заливают водой (толщина слоя не более 5 см), опускают перевернутое блюдце или несколько камней. Бак закрывают ватной подушкой или в несколько раз свернутым махровым полотенцем. Бак нагревают на электрической или газовой плите. Если работа небольших размеров и свернута в 2-4 раза, продолжительность запаривания может не превышать 30 минут (засекать время надо с момента выхода пара), если работа большая (платок, шарф) и свернута много раз, запаривать следует 60-90 минут. После запаривания не мешает развернутую работу дополнительно прогладить горячим утюгом с лица и изнанки.
На следующем этапе изделие промывают сначала холодной водой, затем теплой и стирают вручную с порошком для цветного белья. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Гладить изделие нужно еще влажным, сначала с изнанки, а затем – с лица.
Начиная в школе изучать технику горячего батика первоначально можно сделать несколько упражнений для знакомства с особенностями нанесения резервирующего состава.
Для упражнения натягиваем ткань на раму, поочередно вынимаем из растопленного парафина нагретые щетинные кисти и рисуем точки, линии, штрихи в произвольном расположении. Следим за тем, чтобы парафин не был белым и матовым, растекался или отслаивался от ткани. Покрываем ткань светлым тоном – разбавленным водой красителем. Используем для росписи активные анилиновые красители. По высохшей ткани добавляем новые мазки, черточки, точки расплавленным горячим парафином. Покрываем фон более насыщенным красителем. По сухой ткани добавляем новые мазки резервирующим составом. Несколько кистей постоянно держим в растопленном парафине, лишь на короткое время вынимаем одну из них, делаем несколько мазков и опять возвращаем в банку с парафином. Покрываем ткань более темным красителем. Просушиваем ткань. Незакрытые парафином участки ткани покрываем растопленным резервирующим составом. Теперь надо снять парафин с ткани.
Первое задание очень простое. Силуэт растения рисуем толстой кистью черной тушью в размер будущей росписи. Следим за тем, чтобы не было мелких деталей, излишней дробности. Рисунок переносим с шаблона на натянутую на раму ткань простым карандашом. По одному рисунку выполняем два батика в одно перекрытие. На первом батике выполним светлый силуэт растения на темном фоне, на втором батике — темный силуэт растения на светлом фоне. Смачиваем ткань чистой водой, покрываем ткань одним светлым цветом или делаем роспись в растяжке несколькими цветами. Обращаем внимание на выбор цвета для растяжек, используем цвета рядом стоящие в цветовом круге. Высохшую ткань резервируем, в первом случае покрываем парафином силуэт растения, во втором – фон. Сверху покрываем ткань насыщенным цветом или несколькими красителями. Учитываем наложение цвета на цвет. Когда ткань просохнет, покрываем незакрытые участка ткани парафином. Затем удаляем парафин с росписи при помощи утюга.
Второе задание по-сложней, используем несколько перекрытий цветового тона. Работу ведем от светлого к темному, для этого необходимо сделать тональный эскиз. Выполняем силуэт животного с небольшой прорисовкой деталей, в несложной среде обитания. Тональный эскиз выполняем с разбивкой на 4 тона. Цветовой эскиз делаем в соответствии с тональным, учитывая последовательное наложение цвета. Рисуем шаблон в натуральную величину, переносим рисунок на ткань.
По рисунку на ткани расплавленным парафином покрываем участки, где есть белый цвет. Перед росписью ткань, с нанесенным первым слоем парафина (зарезервирован белый цвет), необходимо смочить водой. Расписываем первый цветовой тон на тональном эскизе это светло-серый цвет. Лишний краситель убираем с плоскости парафина хлопчатобумажной тканью. Работу просушиваем. Рама с тканью должна лежать на столе горизонтально, ткань находится на расстоянии 4-6 см от плоскости стола. Фиксация цвета резервирующим составом может проходить только по сухой ткани. Части композиции, определенные для фиксации в первом цветовом тоне, покрываются расплавленным парафином.
Перед росписью второго цветового тона необходимо составить колер более насыщенного по цвету тона, чем предыдущий. Расписывать необходимо с учетом того, что второй цветовой тон ложится на первый цветовой тон. При этом возможны изменения в цвете. Не рекомендуется наслаивать зеленый цвет на красный и фиолетовый – на желтый, так как в результате получается глухой, «грязный» цвет. После росписи необходимо убрать лишний краситель с плоскости, с помощью хлопчатобумажной ткани, и высушить. Затем зафиксировать парафином второй цветовой тон (на ахроматическом эскизе – серый цвет).
Для росписи третьего цветового тона (темно-серый цвет) составляется колер более насыщенный, чем предыдущий, почти открытыми цветами. После росписи ткань просушивают и фиксируют расплавленным парафином третий цветовой тон.
Четвертый цветовой тон (черный цвет на ахроматическом эскизе) является последним. Расписывается неразбавленным водой красителем, после высыхания ткани резервируется парафином. После чего ткань снимаем с рамы, удаляем парафин при помощи утюга. Готовую роспись натягиваем на подрамник.
Так постепенно усложняя задачу от задания к заданию, в 3-4 классе переходим к выполнению горячего батика «от пятна».
Литература
- И.А. Дворкина «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый», М., 2000 г.
- Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений», М., 2004 г.
- С.Г. Давыдов «Батик. Техника. Приемы. Изделия», М., 2005 г.
- С.Г. Давыдов «Авторский батик», М., 1997 г.
- М.О. Синеглазова «Батик», М., 2002 г.