Традиции русского лубка на занятиях по декоративной композиции для отделения общего художественного образования ДХШ

Традиции русского лубка на занятиях по декоративной композиции для отделения общего художественного образования ДХШ

И.Г. Боярова

МБОУ ДОД «ДХШ № 2 ПДИ им. В.Д. Поленова

e-mail: innabg14@mail.ru

В последнее время мы становимся свидетелями возрождения русской народной картинки — лубка. Это искусство полузабытого народного промысла, корни которого уходят в старину, выработало язык доступный и понятный всем. Ученые неоднократно пытались расшифровать значение слова «лубок». Некоторые полагают, что оно происходит от «луб» — так называлась деревянная основа, на которой резались картинки. Другие связывают его с лубяными коробами, в которых торговцы разносили картинки по селам и деревням. Возможно, оно произошло от названия московской улицы Лубянки, где издавна продавались лубки. Судьба у картинок была нелегкая, и как вид народного искусства они формировались постепенно. Их созданием занимался широкий круг художников. Возможно, это были граверы-резчики монастырских, а позднее гражданских типографий, профессионалы-иконописцы средней руки, мастеровые старообрядческих слобод и горожане-ремесленники Москвы, резчики по дереву и граверы-металлисты, «золотых и серебряных дел мастера». Лубок тиражировался в Киево-Печерской лавре и граверами-профессионалами Московского печатного двора. Большинство народных картинок безымянны, причины этого различные. Грозные указы царя предостерегали каждого, кто вздумает «составлять сатиру». За сочинения подобного рода полагались «злейшие истязания».

Рис.1

Но все же популярность народных, картинок, их дешевизна, их повсеместное распространение были причиной того, что на них не обращали внимания серьезные люди. Никому не приходило в голову, что эти картинки представляют собою какую-нибудь ценность или интерес, могут служить предметом собирания, хранения, изучения. Легко представить себе, каким недолговечным было существование лубочного листка в условиях крестьянского быта, сколько их погибло безвозвратно, как неполны сохранившиеся до наших дней коллекции русских народных картинок, особенно эстампов ХVП — ХVIII веков. Народные картинки долгое время были почти единственной духовной пищей народа, энциклопедией самых разнообразных знаний. В лубке, который непременно сопровождался назидательным или шутливым текстом, проявились народная мудрость и смекалка, отношение народа к различным историческим событиям, нравы и быт того времени, лукавый юмор и простосердечный смех, а иногда и глубоко запрятанная, от «недреманного ока» властей политическая сатира.

В большинстве случаев это не что иное, как прибаутки и присказки, которыми приправлен текст народных картинок, точно так же, как и текст народных былин, — для возбуждения большего внимания со стороны слушателя. В этих прибаутках нет ничего такого, что могло бы оскорбить народную нравственность.

Тематика народных картинок поистине энциклопедична: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, темы космографии и географии, исторические, медицинские. Широкое распространение имели сатирические, потешные листы, были даже политические памфлеты.

Рис.2

В художественной манере картинок обнаруживалось сильное воздействие народного изобразительного искусства. Они служили и своеобразной энциклопедией, и сатирическим листком, и книгой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. Глядя на них, как бы невольно оказываешься очевидцем быта русского народа того времени. В картинках изображались жилище человека с его убранством, народные празднества с увеселениями и забавами, кулачные бои, комические персонажи, без которых не мыслились ярмарки. Авторы рисунков не отстранялись ни от радостных, светлых, ни от печальных сторон жизни.

Рис.3

Рассматривая народные картинки, можно открыть столько интересного и занятного, не задумываясь над тем, в какой технике они выполнены. Нарисованы они легко и непринужденно. Первые лубочные картинки выполнялись в технике гравюры на дереве. Во второй половине XVIII века популярность картинок так возросла, что они стали печататься не только с деревянных, но и с металлических, чаще медных досок. В XIX столетии вместо медной гравюры появилась литография. Менялась техника, а картинки оставались по-прежнему занимательными, интересными. Они неизменно пользовались успехом у зрителей. Мастера хорошо умели обрезать линию по контуру рисунка, знали, чем украсить рамочку, где разместить надпись или пышный картуш с именем героя. Но в композициях не встретишь точного «классического» рисунка фигуры человека, анатомически правильного изображения животного. Да и пейзаж в них — огромные фантастические цветы, условная архитектура, это вовсе и не пейзаж в нашем сегодняшнем представлении. У мастеров гравюры была редкостная способность все преображать в удивительный, сказочный мир, окружать персонажей чем-то диковинным, придавать предметам особую привлекательность. Раскрасить картинки стремились в яркие, звучные цвета, чтобы сделать их еще более нарядными, праздничными.

И сегодня не стираются вековые традиции, не переводятся фантазеры и шутники, ценители и продолжатели народного искусства. Его приемы используются в мультипликации, декорациях театральных представлений, элементах городского оформления. Лубок все чаще появляется в детском творчестве.

Многообразие тем открывает простор фантазии, и каждый может выбрать что-то свое, самое близкое, наиболее понравившееся. Это может быть и декоративная, сказочная тематика, и историческая, портретная, песенная, юмористическая, поучительная, всевозможные пейзажи.

Рис.4
Рис.5
Рис.6

Пока в работе мы чаще других используем декоративную и сказочную тематику. Вначале ведутся в эскизах поиски наиболее удачного расположения задуманного. Затем лучший вариант компонуется на выбранном формате с учетом основных тенденций лубка. В эскизе реальность может находиться рядом с откровенной фантазией. Композиция, трактовка темы, рисунок, пространство решаются плоскостно. Зачастую рисунок обрамляется декоративной рамочкой. Изображение сочетается с графической выразительностью линий и цветовых ритмов. А условность изображения как бы возводится в многократную степень: красавица должна быть самой распрекрасной, с румянцем во всю щеку; цветы, листья и плоды – невиданной величины; сказочные птицы и звери нереальные, загадочные и неповторимые, как в самой сказке. В образном решении возможно использование аллегории, гротеска, гиперболы, пафоса, а также доброго юмора с его неиссякаемой жизнерадостностью и оптимизмом.

Рис.7
Рис.8

Лубок — это рассказ, который может и не уместиться в одном изобразительном сюжете, а разбивает плоскость листа на эпизоды-клейма. Как и в старых образцах, в современном лубке необходимо присутствие сказочного, песенного или другого текста, который несет смысловую нагрузку и органически вплетается в рисунок. Иногда он выполняется в виде орнамента. Такой текст выбирается из литературного произведения, либо учащиеся придумывают его сами.

Значительная сила лубка заключается в его цвете, в том, что условно-преувеличенное графическое решение дополняется более оригинальным цветовым решением, хотя возможен и черно-белый вариант. Краски, которые употреблялись в лубке русскими мастерами, создавали неповторимо яркий и веселый мир. От цветовой гаммы исходило ощущение необыкновенной солнечности. Они были сильные, звучные и отрадные, не полутона, а глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. Вначале применяли только малиновый, зеленый, желтый, красный и черный цвета, позднее добавились голубые, коричневые, сиреневые.

Юные художники стараются сохранить сказочное красочное богатство. Выбор колористического решения зависит от темы и характера работы. Для раскраски берется 3-4 цвета. Красители могут быть различными: тушь, акварель — главное, чтобы они были прозрачными.

Современный лубок — перспективен. Своими необычайными образами, жизнерадостностью, сказочностью, способен затронуть душу человека и пробуждать добрые чувства. Он является преемником и продолжателем русского лубка, который дает все новые и новые ростки, наглядно видимые на примере работ юных художников.