Художник-модельер Надежда Ламанова – создатель русской школы искусства костюма

Художник-модельер Надежда Ламанова –  создатель  русской школы искусства костюма

А.И. Коновальцева, Н.М. Воробьева

ТГУ имени Г.Р. Державина

e-mail: anna_konovalceva@rambler.ru

Русская школа моделирования костюма имела особый уникальный путь развития, который отличался от европейского и установил свои определенные каноны красоты и стиля в моде. Основу ее становления заложил один из лучших в истории нашей страны художник-модельер Надежда Петровна Ламанова, которая оказала ведущую роль в формировании костюма не только в России, но и во всем мире. Ее творчество стало синтезом зарубежной моды, из которой Ламанова взяла ее лучшие традиции, и русских национальных особенностей кроя и декора костюма. Пройдя долгий творческий путь, она создала современный «Русский стиль», совместив его утилитарность и художественность.

Творческая биография Надежды Ламановой показывает путь развития и становления русской школы моделирования костюма. Она родилась в 1861 г. в Нижегородской губернии в семье военного. Смерть родителей и забота о младших сестрах — главная причина, по которой будущий кутюрье переезжает в Москву и поступает учиться на закройщицу в школу кройки и шитья Ольги Суворовой. Через два года Надежда Ламанова уже начала работать моделистом (именно так называют мастера, переводящего эскиз в модель натуральной величины) в мастерской госпожи Войткевич. Природный вкус и удивительное «чувство ткани» помогли ей зарекомендовать себя как мастера своего дела и быстро сделали ее ведущим специалистом. Благодаря этому в 24 года Ламанова на первые сбережения открыла свою мастерскую на Тверском бульваре, которая спустя некоторое время, стала широко известным домом моды. Вскоре ее заказчики — известные художники, актеры, режиссеры, примы императорских театров: Вера Коралли, Екатерина Гельтцер, Мария Ермолова.

Тем не менее, после открытия собственной мастерской и первых признаний таланта, Надежда Петровна продолжает учиться — теперь в Париже -у известных в Европе модельеров той эпохи. Знакомство с выдающимся французским кутюрье Полем Пуаре оказало огромное влияние на работы Ламановой и переросло в длительную творческую дружбу. Благодаря новым знаниям и собственному, характерному именно для России, стилю Надежда Петровна создала ряд новых уникальных моделей платьев, которые прославили ее мастерскую и увеличили круга известных заказчиков. К 90-м гг. XIX в. профессиональная репутация художника-модельера была настолько безупречна, что у нее начинает заказывать платья сама императрица Александра Федоровна (рис. 1).

Рис.1. Уникальное платье для императрицы Александры Федоровны

Постоянное совершенствование в своей профессии и природный талант сделали авторитет мастерской Надежды Ламановой столь высоким, что она стала «поставщиком двора Его Императорского Величества». В этот период кутюрье создает серии блистательных придворных туалетов, настоящих шедевров искусства [1]. Ее костюмы — это подтверждение того, что их создатель — художник высокого класса профессионализма, обладающий при этом своим почерком. Надежда Ламанова становится первым российским кутюрье с мировым именем, у которой заказывают платья самые известные люди не только нашей страны, но и других европейских и азиатских государств.

Талант Ламановой заключался в удивительном чутье и знании человеческого тела. Для нее не существовало некрасивых фигур. «… Всякий человек, несмотря на все недостатки его тела от природы или образа жизни, имеет право быть гармоничным», — говорила она и всю жизнь следовала этому принципу. Безошибочно оценив не только особенности фигуры, но и личность заказчицы, Надежда Петровна создавала наиболее выигрышный именно для нее по силуэту, фактуре и цвету костюм. Стоит отметить, что она работала методом наколки, без лекал, драпируя ткань на манекене или прямо на человеке. Закалывая ее булавками, Ламанова добивалась изумительных линий и силуэтов. В 1902 г. ее мастерская приняла участие в Международной выставке исторического и современного костюма, проходившей в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Модели Ламановой имели исключительный успех и обратили на себя внимание законодателей мировой моды. Этот успех свидетельствовал тому, что работы русского кутюрье — это превосходные образцы настоящего искусства, а их создатель — законодатель моды того времени. Поль Пуаре несколько раз приглашал ее в Париж, где ей пророчили большое будущее, но она предпочла остаться на родине в России, считая, что именно в нашей стране должны быть ведущие Дома Высокой моды, работающие в «Русском стиле».

С этого момента начался следующий этап формирования русского костюма, влияние на который оказал театр. Надежду Ламанову заинтересовало предложение К.С. Станиславского работать в его театре. «Вишневый сад» — первая постановка, для которой работает художник-модельер. Ведущая актриса театра Ольга Книппер-Чехова потом всю жизнь будет вспоминать платье, в котором она играла Раневскую. Публика принимает спектакль с восторгом, и для Ламановой начинается новая эпоха — она создает костюмы для всех последующих спектаклей МХТ, шьет для актеров не только сценическую, но и повседневную одежду. Работая для театральной и художественной элиты, кутюрье постоянно экспериментирует с силуэтами и формой, декором костюмов, создавая каждый разные, не похожие друг на друга, платья и совершенствует свое мастерство работы в «Русском стиле»[2].

В этот период «театральной жизни» Надежда Ламанова начинает изготавливать костюмы по эскизам лучших русских художников — Натальи Гончаровой, Александра Головина, Михаила Врубеля. Она создает их точные копии в ткани. Ее новое увлечение началось с просьбы Л. Бакста сшить несколько туалетов для жены по его собственным эскизам. Несмотря на то, что это была тайна, вскоре с таким же вопросом к Ламановой обратился М. Врубель. Он придумал несколько костюмов для своей супруги — оперной певицы. На его эскизах можно было увидеть платья в византийском стиле, с богатым декором: камнями, жемчугом и кружевом. Кутюрье принималась за эту сложную, но очень интересную для нее работу, экспериментировала с очень близким русскому народному костюму по крою и по духу византийским, приятно удивляя всех конечным результатом. Надежда Ла-манова обладала уникальным талантом: она могла перенести все тонкости художественного образа с эскиза в ткань — в этом заключалось высочайшее мастерство художника.

Вскоре Бакст предлагает Ламановой создать целую серию костюмов к новым балетным постановкам по его эскизам, которые покажут за границей. То были знаменитые Русские сезоны С.П. Дягилева в Париже, оказавшие огромное влияние на формирование нового стиля в массовой моде в Европе в начале XX в. Сотрудничество Надежды Ла-мановой с Московским Художественным театром было частью ее жизни. Ею созданы великолепные костюмы к постановкам зарубежной и русской классики — «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Гамлет» В. Шекспира и многих других. Работы художника-модельера высоко ценили выдающиеся деятели театра. К.С. Станиславский писал, что работа с Надеждой Петровной, давшая блестящие результаты, позволила считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма [3].

Работая в театре, Ламанова воспитывала у актеров «чувство стиля», отношение к костюму как к предмету искусства. Она считала, что в первую очередь он должен быть органичен с человеком настолько, чтобы не обращать на себя внимания. Одним из важнейших условий владения сценическим костюмом, по мнению Надежды Ламановой, является непринужденность. Каким бы не был наряд, актер должен себя в нем чувствовать естественно и комфортно. Она была первым кутюрье не только в России, но и в Европе, который создавал не просто костюм, а костюм, гармоничный с личностью, раскрывающий внутренний мир. Ламанова считала, что он должен не только не мешать человеку, но и помогать ему, раскрывать его внутренний мир. Ее понимание костюма, как неотъемлемой части образа, стало основой теории всей мировой практики.

Во время Первой мировой войны, не смотря на то, что Ламанова отдала часть своей мастерской под госпиталь, она продолжила формировать художественные образы, но теперь для актеров кино. В этот период Надежда Ламанова вдохновляется черно-белыми фильмами и создает для них ряд гениальных костюмов. Продумывая образы героев, она не упускает ни одной детали — для нее не существует «второстепенных» ролей. Костюм каждого героя — это результат кропотливого труда, представляющий собой продуманный гармоничный ансамбль. Ламанова автор костюмов таких популярных фильмов того времени, как «Аэлита» Якова Протазанова, «Цирк» Григория Александрова и «Александр Невский» Эйзенштейна. Работая над образами киногероев, она создает такие костюмы, которые наиболее полно раскрывают их характеры и помогают даже в немом черно-белом кино донести до зрителей основную мысль режиссера. Лама-нова доводит свою теорию «костюм — часть образа человека» до совершенства. Ее работы в области театра и кино становятся эталоном работы со сценическим образом актера, которым стали использоваться всеми великими режиссерами.

Октябрьская революция 1917 г. стала переломным моментом не только в жизни и дальнейшей творческой судьбе Надежды Петровны Лама-новой, но ив формировании русской школы искусства костюма. Она единственная из поставщиков императорского двора не покидает Россию. Кутюрье остается верна своим принципам в творчестве и жизни, не изменяя своего убеждения, что русская школа костюма должна остаться именно в нашей стране. В революцию Ламанова потеряла все: семью, состояние, мастерскую, модисток и клиентов. Но так просто расстаться с главным делом своей жизни — это не в ее принципах. В своих мемуарах Ламанова отмечала: «. Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь» [4]. Деятельность Надежды Ламановой в послереволюционной России — одна из главных причин дальнейшего развития моды и швейной промышленности в нашей стране. Благодаря ее знаниям, опыту и редкому таланту художника сформировался своеобразный образ, стиль в одежде, свойственный для Советской России.

В это время перед новым правительством встала задача организации централизованного производства удобного и практичного массового костюма для людей. Уже в 1919 г. при художественно-производственном подотделе ИЗО Нарком-проса создаются «Мастерские современного костюма», которые возглавила Н.П. Ламанова. Она разработала теоретическую программу советского моделирования костюма, в основе которой лежало единение теории и практики. Основная цель ее работы — внедрение в производство костюма художественных начал, приведения костюма в соответствии с современными требованиями и подготовка новых кадров художников. Программа включала в себя основные и дополнительные дисциплины. К основным дисциплинам относились построение и выполнение костюма. Построение костюма основывалось на объемном и силуэтном понимании фигуры человека в ее взаимосвязи с геометрическими формами, цветом фактурой материалов, отделкой и орнаментом. Выполнение костюма включало в себя зарисовку схем, подбор материалов по фактуре, определение техники шва, выполнение различных видов орнамента и изделий в целом.

Как дополнительные дисциплины предусматривались анатомия фигуры человека, пропорцио-нирование и история костюма. Эта программа Н.П. Ламановой была представлена в 1928 г. на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме». Основными позициями этой программы были: для чего предназначается костюм — его назначение; из чего изготовляется костюм — его материал; для кого он изготовляется -фигура; как изготовляется — его форма. Фигура определяет цвет и материал; форма определяет материал, орнамент, ритм, согласующий все эти компоненты; орнамент конструирует форму, соединяет разные материалы и формы, создает тяжесть и наполняемость объема.

По ее мнению, художники в области моды должны были уметь создать и из простых материалов удобный, но красивый по силуэту костюм, который подходил к новому укладу трудовой жизни. Ламанова отмечала, что в противоположность западноевропейской моде, меняющейся в зависимости от коммерческих потребностей, следует положить в основу костюма синтез художественных форм, национальные черты и практические потребности настоящего времени. За основу нового повседневного костюма она предложила взять народный, считая его форму, крой и художественную особенность наиболее правильной составляющей образа современного человека.

Для Н.П. Ламановой, сделать одежду утилитарной и красивой — значит улучшить жизнь вовсе не отдельных привилегированных людей, а широких слоев общества. Ее интерес к зарубежной моде, хотя и проявлялся достаточно заметно, не повлиял на формирование принципов создания костюма в Советской России в начале XX в. В своей практической деятельности художник-модельер исходила из реальных требований того времени. В руках кутюрье были маловыразительные материалы — бумазея, солдатское бязь, суровое полотно. Исходя из возможностей ткани, Ламанова разрабатывает основную форму костюма — прямоугольник. Проекты нового массового костюма нашли отражение в изданиях журнала «Ателье», в котором принимали участие известные деятели искусства: Б.М. Кустодиев, А.А. Экстер, М.С. Ша-гинян и, конечно, Н. П. Ламанова. Впервые имена российских художников по костюму стали известны в Европе после Всемирной международной выставки 1925 г. в Париже. Совместно с В.И. Мухиной Н.П. Ламанова создала коллекцию моделей для экспонирования в советском павильоне. В основе костюмов — национальные традиции: платья из домотканого холста рубашечного кроя с вышивкой, выполненной по эскизам В.И. Мухиной. Каждой модели соответствовал свой головной убор, сумка и украшение. Выполнены они были из самых простых материалов: сумка — из бечевки, шнура, соломы, вышитого сукна; бусы — из дерева. Оригинальные ансамбли кутюрье, отличавшиеся безупречным вкусом и высоким творческим мастерством, получили Гран-при за национальную самобытность в сочетании с модным направлением — русская школа моделирования костюма теперь получила признание в Европе и во всем мире.

Конструктивная форма моделей Н.П. Лама-новой не шла в разрез с европейским направлением моды начала XX в., но была более простой и практичной. Русский народный костюм — основной творческий источник, который стал основой формообразования костюмов Ламановой. Для своих первых моделей она использовала домотканый холст и рушники — народные полотенца, вышитые и вытканные, — которые кутюрье и члены ее мастерской собирали среди знакомых и покупали в деревнях. Модели платьев Надежды Лама-новой просты по крою и рассчитаны для массового производства: платья из бумазеи, пальто из солдатского сукна, мужская куртка-толстовка с поясом и застежкой доверху. Модный силуэт тех лет совпадал с формой русской рубахи. Лама-нова тщательно изучает особенности народного костюма, используя его элементы как основу для создания современной одежды. Она утверждает, что простота кроя, экономный расход ткани и дешевизна готовых изделий, наилучшим образом подходят для массового производства. Эта концепция закладывает основу развития легкой промышленности в Советской России. Кроме этого, теории Ламановой нашла отражение в альбоме «Искусство в быту», вышедшем в 1925 г., который содержал модели Ламановой. Он содержал практические рекомендации и эскизы, благодаря которым можно было самостоятельно из простых материалов сшить современную модную одежду [5].

Важной чертой творчества художника-модельера Надежды Петровны Ламановой было то, что она не считала свое искусство тайной. Она всегда делилась личными наблюдениями, опытом и мастерством с помощниками и учениками. Благодаря ей количество талантливых кутюрье в нашей стране стало гораздо больше. Ламановские идеи были восприняты ее последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Н.С. Макарову, возглавившую в 1934 г. первый творческий центр моделирования — Московский Дом моделей на Кузнецком мосту, который продолжил использование народных традиций в формообразовании костюма, которые были сформулированы Н. П. Ламановой.

Советский кутюрье продолжала плодотворно работать в театре, проектируя новые художественные образы и костюмы для таких известных актеров, как Ц. Мансурова, Л. Орлова, В. Холодная, до самой смерти в 1941 г. В России сохранилось огромное количество настоящих произведений искусства, которые Ламанова создала за всю свою интересную творческую жизнь. То, что осталось, составляет сегодня золотой фонд собраний костюма Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Исторического музея и Музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Знаменитые платья Надежды Ламановой также можно увидеть на известных картинах русских живописцев. Среди них работа Валентина Серова «Портрет артистки М.Н. Ермоловой» (рис. 2) и Константина Сомова «Портрет Е.П. Носовой» (рис. 3). Полотна этих великих мастеров — верное доказательство того, что творчество Ламановой — настоящее Русское искусство в художественном моделировании костюма.

Рис. 2. Валентин Серов «Портрет артистки М.Н. Ермоловой»

Творческое наследие Надежды Петровны Ла-мановой несравнимо велико и является основой Русской школы искусства костюма. Разработанный ею прямолинейный крой стал в дальнейшем основой не только костюмов начала XX в., но и творческим источником для создателей моды XXI в. Многие современные модельеры используют его при создании своих коллекций как pret-a-porter, так и haute couture. Большое значение творчество Надежды Ламановой также оказало на развитие «Русского стиля» в Европе. Ярким примером могут служить работы Поля Пуаре, Ива Сен-Лорана и многих других кутюрье. Русские сезоны в Париже, костюмы к которым создавала Ламанова, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие моды в Европе. Знаменитая коллекция Ива Сен-Лорана «Русские балеты» с «крестьянскими блузами», стегаными жакетами, пышными юбками и меховыми шапками и сегодня считается одним из лучших прочтений «Русского стиля».

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что Надежда Ламанова по праву может считаться одним их великих русских художников по костюму в мировой моде. Значение ее творчества для формирования моды в нашей стране очень велико. Благодаря трудам Надежды Ламановой было положено начало формирования русской школы искусства костюма — его художественная значимость в синтезе с особенностями народного костюма, получившая дальнейшее развитие в работах ее последователей и учеников. Природный вкус и удивительное «чувство ткани» помогли Ламановой зарекомендовать себя как мастера своего дела и получить высокое звание «поставщик двора Его Императорского Величества». Кутюрье удавалось виртуозно создавать самые сложные формы и линии костюма, благодаря чему ее заказчики — известные художники, актеры, режиссеры и примы императорских театров, всегда восхищались ее работой. Отказавшись от предложения кутюрье Поля Пуаре открыть в Европе свой Дом моды, Надежда Ламанова начинает сотрудничать с Московским Художественным театром, который стал важной частью ее творческой жизни. Ею были созданы многие образы и костюмы к известным спектаклям и кино, которые можно считать подлинными произведениями искусства. Благодаря работе в театре, Надежда Ламанова сформулировала новое представление о костюме, который по ее мнению является неотъемлемой частью личности и образа в целом. Ее теорией пользовались в дальнейшем великие режиссеры и художники по костюму всего мира.

Рис. 3. Константин Сомов «Портрет Е.П. Носовой»

Не используя еще одну возможность продолжить свою творческую деятельность в Европе во время Октябрьской революции, кутюрье не покидает Россию и посвящает ей всю оставшуюся жизнь, считая, что русская школа искусства костюма, Дома Высокой моды должны сформироваться и остаться в нашей стране. Благодаря Надежде Ламановой сформировался своеобразный образ, стиль в одежде, свойственный для Советской России. Разработанные ею программы моделирования и проектированию легли в основу формообразования костюма в России и в дальнейшем стали теоретической основой всего современного дизайн-образования. Она впервые обратила внимание на то, что создание повседневного костюма является важным творческим процессом, включающий в себя не только его формирование с точки зрения утилитарности, но и с точки зрения художественности. Костюм для Ламановой — это неотъемлемая часть образа человека, которая находится в гармонии с личностью, образуя единое целое. Используя русский народный костюм в качестве творческого источника, Ламанова создает современные костюмы, которые являются синтезом истинно русских элементов и кроя и направления европейской моды. Их силуэт становится основой для массового производства одежды.

Труды Надежды Ламановой по проектированию костюма были продолжены ее учениками, и сегодня широко используются создателями моды. Ее творческий путь, имеющий очень важное значение для развития костюма в России, служит основанием, которое утверждает, что Надежда Петровна Ламанова — создатель русской школы искусства костюма XX в.

Литература

  1. Володин В.А. Современная энциклопедия. Мода и стиль. М., 2002.
  2. Захаржевская Р.В. История костюма. М., 2006.
  3. Ермилова Д.Ю. История домов моды. М., 2004.
  4. Горбачева Л.Ф. Костюм XX века. М., 1986.
  5. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1997.