Эстетическое воспитание учащихся в системе дополнительного художественного образования

Эстетическое воспитание учащихся в системе дополнительного художественного образования

И.П. Субержанская

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДХШ № 1

 

«Превосходными художниками, творцами с прирождённым поэтическим чувством» называл детей Гарсиа Лорка. Мы знаем, что все дети любят рисовать. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент личности, и если не удастся разбудить в ребёнке творческие задатки, вся его дальнейшая жизнь сложится так, что искусство будет ему чуждо. Такие люди существуют в мире, их немало. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного, но в действительности, человек неспособный сопереживать, чувствовать, слышать – не может быть полноценной личностью.

Эстетическое воспитание, в том числе художественное воспитание, в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Современные требования, предъявляемые к воспитанию и образованию, заставляют искать новые пути и способы формирования личности, адаптированной к новым социальным условиям, активизации и развития личностных качеств, необходимых для творческого преобразования социальной среды, созидания новых материальных и духовных ценностей.

Каждый год всё больше детей приходят к нам, в художественную школу. Приходят, чтобы под руководством опытных педагогов прикоснуться к творчеству, получить возможность реализовать себя в изобразительном искусстве.

Мы не преследуем цель – из каждого ученика сделать художника, но мы уверены в том, что рисование пригодится всем, независимо от того, какой путь в дальнейшем он выберет и кем он будет по профессии. Обязательно уметь рисовать должны будущие архитекторы, инженеры, не случайно во многих высокоразвитых европейских странах в технических вузах введены уроки рисования.

Обычно детей приводят их родители, дедушки и бабушки, приносят детские рисунки. Много среди рисунков хороших, но чаще мы видим рисунки слабые, неуверенные. Много работ срисованных, выполненных на низком художественном уровне. Герои этих рисунков взяты либо с мультфильмов, вошедших в последнее время в моду, либо из известных сказок о вампирах. Недостаток этих рисунков — отсутствие вкуса, глубины, слабое техническое исполнение.

Есть работы, «чистенькие», «приглаженные», часто именно такие работы очень нравятся родителям, родственникам и знакомым. Но ценность этих рисунков очень сомнительна. И дети в этой ситуации не виноваты, это не их вина, что никто не научил их законам композиции, цветоведению, не привил им художественный вкус.

Проблема в том, что преподавание предмета изобразительного искусства в обычной школе зачастую находится не на должном уровне. И дело не в том, что там работают некомпетентные педагоги, а в том, что количество часов в общеобразовательной школе, отводимых на данный предмет – мало, отсутствует материально базы кабинетов ИЗО, если таковые в школе всё таки есть и т.д.

ПОЭТОМУ — громаднейший резерв эстетического воспитания – система дополнительного художественного образования. Современное дополнительное художественное образование направлено на становление нового человека — находящегося в движении, творческого, импровизирующего, мужественного, самостоятельного, способного к творческой самореализации «здесь и сейчас». Исторически сложилось так, что специалисты по художественному воспитанию оказались первыми, кто двинулся в этом направлении: художественное образование или, лучше сказать, образование посредством искусства значимо не столько для появления художников или произведений искусства, сколько для появления лучших людей. Занятия в системе дополнительного образования имеют хорошие потенциальные возможности для развития художественных способностей и формирования на их основе способностей к творческой деятельности. Основная цель и задача преподавания предметов изобразительного искусства в системе дополнительного образования — приобщение детей к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческая самореализация и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Главная задача педагога художественной школы — «…сделать искусство пространством возможной творческой самореализации растущего человека» через эстетическое воспитание детей средствами искусства.

В нашей художественной школе занятия проводятся три – четыре раза в неделю. На уроках учащиеся не только учатся рисовать и лепить, осваивают графику и изучают историю искусства, но и получают полноценное эстетическое воспитание. Замечено, что учащиеся, посещающие занятия в художественной школу, успешны и в общеобразовательной школе. Казалось бы, парадокс, имея меньше свободного времени, дети успевают готовить домашние задания, посещать курсы по иностранному языку, спортивные секции, играть на музыкальных инструментах, ходить к всевозможным репетиторам, но ещё и участвовать в конкурсах и выставках. И всё это они делают охотно, с большим желанием. Дело в том, что обучение в двух школах делает детей более организованными, аккуратными, дружными и целеустремлёнными. Особое значение эстетическому воспитанию в нашей художественной школе уделяется младшим учащимся на отделении общего художественного образования, так как именно в этот период происходит активное знакомство учащихся с разными видами искусства, наукой, окружающим миром, средой и людьми. Очень важно создать основу, заложить хороший фундамент для развития творческого потенциала ребенка и его способностей, чтобы в дальнейшем у него постоянно была потребность в наслаждении, созерцании всего прекрасного. Творчество, уже доказано, эффективно влияет на полноценное, гармоничное развитие личности, а также способствует интеллектуальному и нравственному развитию. Художественное образование наших учащихся включает в себя занятия изо, ди, лепкой и так далее. Занятия любыми видами творческой деятельности формирует у ребят композиционное мышление, а также умение воспроизводить в своих творениях личные ощущения и эмоции. Детям, при сравнительно небольшом словарном запасе, бывает довольно сложно выразить свои эмоции и чувства, творчество же позволяет открыть широкий простор для передачи необходимой информации окружающему миру, своему окружению, помогает выплеснуть накопившиеся эмоции и поделиться самыми потаенными переживаниями. Художественное образование младших учащихся, помимо всего прочего, имеет ни с чем несравнимый психотерапевтический эффект: способствует развитию терпеливости и усидчивости, успокаивает нервную систему.

Изобразительное искусство является доминантным видом искусства для младших школьников, приносящим наиболее развивающий и воспитательный эффект, вокруг него выстраиваются другие виды искусства. Оно является важным звеном в системе эстетического воспитания, одним из видов и средств художественного образования школьников. Для того чтобы общение с изобразительным искусством в младшем школьном возрасте проходило наиболее эффективно, необходимо, осуществлять его в тесной взаимосвязи с другими видами искусства. В нашей школе это: музыка, театр, а также мифология и этикет. Такая взаимосвязь видов искусств существует в школе и способствует нравственно-духовному воспитанию детей через приобщение к культурному наследию, достижениям отечественной и зарубежной культуры.

К сожалению, сеть учреждений дополнительного образования в свое время существенно сократилась. Пока недостаточным и сегодня является финансирование дополнительного образования. Низкий охват дополнительным образованием учащихся повлиял и на рост детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в подростковой среде.

В современной Государственной политике по развитию образования, в новом Законе об Образовании предполагается укрепление дополнительного образования и развитие сети его организаций, совершенствование нормативной правовой базы, максимальный охват внеурочной деятельностью детей, особенно из социально незащищенных слоев населения, детей, склонных к девиантному поведению, создание условий для посещения организаций дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями.
Что можем мы, педагоги, в свою очередь, сделать, чтобы развить в детях, которые к нам придут, художественное чувство? Как сделать так, чтобы эти творческие искры не угасли?
Думаю, что ответ очевиден – расти самим, совершенствуя своё педагогическое мастерство, учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии и активно заниматься художественным творчеством.