Формирование дизайнерского мышления учащихся первого класса на отделении «Дизайн»

А. О. Саблина

Тамбовский государственный технический университет

e-mail:ya.alena899@yandex.ru

Одной из основных целей, преследуемых обучением на отделении «Дизайн» является формирование у детей особого стиля мышления, которое можно назвать дизайнерским. В данном случае под этим понятием подразумевается понимание учащимися дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, владение чувством стиля и гармонии, а также эстетический взгляд на мир вещей. Об этом пишет и учитель изобразительного искусства — Т.Б. Волошаненко [1, с. 3]. Формирование, а также развитие у обучающихся дизайнерского мышления дает им возможность грамотных оценочных суждений, развития творческого потенциала, фантазии, воображения, выбора различных способов художественно-творческой деятельности, ее организации, планирования, а также воплощения результатов.

Что же способствует формированию элементов дизайнерского мышления учащихся? Успешно протекает процесс формирования элементов дизайнерского мышления при соблюдении совокупности различных приемов обучения.

Процесс обучения невозможен без получения графических, композиционных и конструктивных навыков, полученных через учебные задания. Иными словами, учащиеся должны получить необходимый набор теоретических знаний, а также практических умений, заключающихся в знакомстве с понятиями точки, линии, пятна (рис. 1), их соединении, графической выразительности и точности, целесообразности и функциональности форм, пластичности элемента, композиционной заполненности листа, основных технических приемов макетирования (рис. 2). Важно использовать уже имеющийся опыт детей, полученный на других уроках: технология, изобразительное искусство, рисунок, история искусств и другие. Учащиеся знакомятся со спектром различных видов и средств творческой деятельности: графическое изображение объекта с помощью различных техник-цветом и линией, точкованием, сгущением движения пера, разворотом кисти по мокрой бумаге, техника коллажа, макетирования (рис. 3) и других, использованием различных материалов: карандаш, тушь, постель, гуашь, акварель, цветная бумага, мелки и т. д.

Рис. 1. Стилизованное изображение растительного элемента
Рис. 1. Стилизованное изображение растительного элемента
Рис. 2. Линейно-контурный макет
Рис. 2. Линейно-контурный макет
Рис. 3. Работа по освоению технических навыков в технике макетирования
Рис. 3. Работа по освоению технических навыков в технике макетирования

Учащиеся должны освоить умение расчленять единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания [1, с. 4].

Полученная в полном объеме информация о видах и средствах деятельности дизайнера стимулирует развитие творческих способностей учащихся, способствует решению проблем скованности в художественной деятельности, создает условия для работы воображения и творческой свободы.

Каждый проект — это реализация замысла. На уроке учащиеся узнают о последовательности и методах проектирования, которые они будут использовать в своей работе. В процессе создания замысла происходит обдумывание предстоящей деятельности, представление конечной цели, выбор способов достижения этой цели, планирование последовательности практических действий. При этом особую роль играют практические действия, носящие поисковый характер, они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений. Методом развития изобретательских способностей является изучение аналогов по заданной теме. Целенаправленно изучая работы, связанные одной тематикой, ребенок учится отмечать в них общее и различное, делать обобщения, видеть объект в целом и по частям. Проанализировав аналоги, учащиеся должны найти новые способы решения поставленной задачи. На данном этапе ребенок должен пробовать и экспериментировать. Это заключается в его работе с творческими источниками, подбором техники графического изображения объекта, стилизации элементов композиции.

Активный эскизный поиск должен завершиться переводом эскиза в оригинал, то есть выполнением эскизов в масштабе с учетом всех замечаний, данных во время обсуждения. Это ставит дополнительные требования к овладению графическим мастерством, утонченным чувством меры и комплексного единства. Полученные в течение семестра знания и умения учащиеся должны применить при выполнении итоговой работы (рис. 4).

Рис. 4. Создание объемно-пространственной структуры на тему: «Открытка»
Рис. 4. Создание объемно-пространственной структуры на тему: «Открытка»

Зачастую дети чувствуют существование разрыва между воображаемым, представляемым, желаемым изобразить и отсутствием полноты возможностей, нехваткой умений изобразить так, как хочется, мыслится. Чтобы преодолеть эти трудности, нужно соотносить конкретные действия ребенка с получаемым от этого движения результатом. Анализ промежуточных результатов учит детей соблюдению последовательности действий и самостоятельному контролю за ними. Учителю следует обращать внимание на каждый следующий этап работы, а, главное, на конкретные достижения поставленной задачи на данном этапе. Как правило, внимание ребенка направлено на результат действия, а не на способ его выполнения, поэтому педагог должен переключить внимание детей с результата на способ действий, учесть конкретные трудности ребенка и научить его выполнению нужных движений рукой и инструментом. Соучастие учителя и ученика — это внушение ребенку уверенности в своих возможностях и способностях. В каждой проделанной работе преподаватель следит за проявлением художественного вкуса учащихся: чувство цвета, ритма, формы и композиции, выразительность, колорит, пропорциональность, тектоника, масштабность. По окончанию работы, обязательным является проведение беседы с учеником с целью анализа полученных результатов. Ребенку нужно доказать, что все, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию, поэтому сделанное им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или безобразным. В процессе творчества ребенок должен быть особенно сосредоточен на своих действиях, направленных только на то, что изображается. Психолог Л. С. Выготский предупреждает, что ни в коем случае недопустимо принуждение к «правильному» изображению. По его мнению «ребенок… рисует вовсе не потому, что в нем прорезывается будущий творец, но потому, что это сейчас нужно для ребенка, и еще потому, что известные творческие возможности заключены в каждом из нас» [5, с. 290].

Функция учителя на всем протяжении творческого процесса ребенка заключается: в изложении материала, формировании цели деятельности, управлении деятельностью, контроле и оценки ее результатов.

Таким образом, задача формирования у детей «дизайнерского мышления», сформулированная исходя из теории и практики преподавателей дисциплины «Дизайн» различных художественных школ, достигается учащимися через получение комплекса знаний (масштаб, пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, симметрия и ассиметрия, колорит), получение основных навыков (владение художественными материалами, техническими приемами, средствами графического изображения) с помощью выполнения учебных заданий (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетов и др.), умение делить творческий процесс на стадии и выполнять их планомерно с учетом всех требований.

Литература

  1. Учебная программа Т.Б. Волошаненко «Основы дизайна» Новый Уренгой, МОУ СОШ № 13, 2009.
  2. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах: автореферат. М., 1994.
  3. Электронная версия программы «Мир дизайна», разработанная преподавателем графического дизайна средней общеобразовательной школы № 48 г. Кирова Чудиновских И. А.
  4. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С. Выготского о детском художественном творчестве. 1997. 125 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *